Как национальный проект меняет облик сел Иволгинского района
За последние годы улицы сел Иволгинского района начали активно преображаться. На смену старым подходам приходят современные решения: в рамках нацпроекта создается качественная дорожная инфраструктура, меняющая облик сельской местности. Благодаря национальному проекту «Инфраструктура для жизни» (ранее - «Безопасные качественные дороги») сельские улицы не просто латают, а комплексно преображают, создавая современную, безопасную и комфортную среду для жизни. С 2017 года в районе удалось привести в нормативное состояние более 29 километров дорог местного значения. Каждый отремонтированный километр – это не просто свежий асфальт, это новый уровень качества жизни для сотен людей.
Как все начиналось
Начало большого пути было положено в 2017 году, когда работы велись в рамках приоритетного проекта. Первыми ласточками грядущих перемен стали капитальные ремонты на улицах Первомайской в Иволгинске, Толстихина в Калёново, Взлётной в Хойтобэе и подъезда к поселку Тапхар от федеральной трассы А-340. Общая протяженность составила 6,6 км.
Эти первые объекты стали важным сигналом для жителей: перемены возможны. Системный подход начал выстраиваться в 2018 году, когда был отремонтирован 1,58 км улицы Советской в Поселье и, что особенно важно, 5,47 км подъездных дорог к селам Поселье и Гурульба. Эти артерии связывают населенные пункты с основной инфраструктурой.
Как все начиналось
Начало большого пути было положено в 2017 году, когда работы велись в рамках приоритетного проекта. Первыми ласточками грядущих перемен стали капитальные ремонты на улицах Первомайской в Иволгинске, Толстихина в Калёново, Взлётной в Хойтобэе и подъезда к поселку Тапхар от федеральной трассы А-340. Общая протяженность составила 6,6 км.
Эти первые объекты стали важным сигналом для жителей: перемены возможны. Системный подход начал выстраиваться в 2018 году, когда был отремонтирован 1,58 км улицы Советской в Поселье и, что особенно важно, 5,47 км подъездных дорог к селам Поселье и Гурульба. Эти артерии связывают населенные пункты с основной инфраструктурой.
«Подъездные пути – это жизненные нити для села, – делится глава Гурульбинского сельского поселения Светлана Ободоева. – Ремонт этих дорог способствует развитию и всей территории».
От ямочного ремонта - к комплексному благоустройству
Переломным моментом, когда проект перешел от простого ремонта покрытия к комплексному преобразованию среды, стал 2019 год. Ярким примером послужил капитальный ремонт подъездной автодороги к селу Красноярово протяженностью 3,73 км. Здесь были проведены масштабные работы: полностью заменена дорожная одежда, обустроены тротуары, установлен остановочный павильон и фонари уличного освещения, отремонтированы два моста.
Переломным моментом, когда проект перешел от простого ремонта покрытия к комплексному преобразованию среды, стал 2019 год. Ярким примером послужил капитальный ремонт подъездной автодороги к селу Красноярово протяженностью 3,73 км. Здесь были проведены масштабные работы: полностью заменена дорожная одежда, обустроены тротуары, установлен остановочный павильон и фонари уличного освещения, отремонтированы два моста.
«С 2019 года проект расширился до статуса национального, что позволило включить в нацпроект дороги не только Улан-Удэнской агломерации, но и автодороги регионального и местного значения», - поясняют в дорожной службе МАУ «Иволга».
Самым масштабным вызовом стал двухгодичный капитальный ремонт дороги от села Нижняя Иволга до аэропорта «Байкал». Работы, завершенные осенью 2020 года, коренным образом преобразили трассу: новое асфальтобетонное покрытие, тротуары, остановочные карманы, пешеходные переходы и непрерывное наружное освещение. Участок дороги протяженностью 2,648 км полностью преобразился благодаря нацпроекту.
Год прорыва
2021 год стал рекордным по охвату территорий. Работы велись одновременно в Гурульбе, Хойтобэе, Иволгинске и Сотниково. Именно в этот период национальный проект полностью оправдал свое название, сделав акцент на элементах, обеспечивающих защиту всех участников дорожного движения.
В селе Гурульба на улице Советской, помимо замены асфальта, обустроили остановочные карманы, установили дорожные знаки и нанесли разметку. В улусе Хойтобэе на улице Новая строители подошли к делу с особым тщанием, заменив грунт бутовым камнем и создав прочное основание из щебеночно-песчаной смеси для долговечности покрытия.
Однако наиболее впечатляющие изменения произошли в селе Иволгинск на улицах Октябрьская и Пионерская. Здесь был реализован поистине комплексный проект.
Год прорыва
2021 год стал рекордным по охвату территорий. Работы велись одновременно в Гурульбе, Хойтобэе, Иволгинске и Сотниково. Именно в этот период национальный проект полностью оправдал свое название, сделав акцент на элементах, обеспечивающих защиту всех участников дорожного движения.
В селе Гурульба на улице Советской, помимо замены асфальта, обустроили остановочные карманы, установили дорожные знаки и нанесли разметку. В улусе Хойтобэе на улице Новая строители подошли к делу с особым тщанием, заменив грунт бутовым камнем и создав прочное основание из щебеночно-песчаной смеси для долговечности покрытия.
Однако наиболее впечатляющие изменения произошли в селе Иволгинск на улицах Октябрьская и Пионерская. Здесь был реализован поистине комплексный проект.
«Задача стояла не только обеспечить ровный проезд, но и комфорт для пешеходов, безопасность для детей, удобство для автовладельцев, – объясняют дорожники. — Каждый элемент – от водоотводного лотка до светофора – был частью общей системы».
В рамках работ здесь полностью заменили дорожную одежду, заасфальтировали съезды к каждому двору, обустроили тротуары, смонтировали систему уличного освещения, установили перильные ограждения и светофор с пешеходной фазой. Но главным нововведением для жителей стали парковочные площадки у учреждений социальной инфраструктуры.
«Раньше перед поликлиникой был хаос, – говорит молодая мама Анастасия. – Машины ставили где попало, было сложно разъехаться, не говоря уже о том, чтобы безопасно высадить пожилого человека. Теперь есть специальные места, это очень удобно».
В Сотниково на улицах Садовая и Верхняя Садовая также был применен комплексный подход: двухслойное асфальтовое покрытие, бордюрный камень, тротуары, знаки и остановочные карманы. В итоге за 2021 год в нормативное состояние привели 4,6 км дорог, но качество этих изменений было принципиально новым.
Не останавливаясь на достигнутом
Ремонтная кампания 2022 года продолжила тенденцию планомерного охвата самых проблемных участков. Работы прошли на улице Коммунистическая в Нижней Иволге, на улицах Иволгинская-Стартовая в Хойтобэе и на подъездной дороге к Центральной улице в Верхней Иволге. Каждый объект выбирался исходя из его значимости для жителей и состояния покрытия.
2023 год ознаменовался масштабными работами в селе Сужа. Капитальный ремонт на улицах Мирная, Удачная и Карьер включил в себя все современные требования: укладку асфальта, тротуары, освещение, дорожные знаки и разметку. Особое внимание было уделено безопасности пешеходов: здесь впервые в таком объеме были установлены искусственные неровности («лежачие полицейские»), совмещенные с пешеходными переходами. Кроме того, проектом были предусмотрены остановочные карманы с павильонами для возможного запуска общественного транспорта в будущем, что говорит о стратегическом планировании развития села.
Не останавливаясь на достигнутом
Ремонтная кампания 2022 года продолжила тенденцию планомерного охвата самых проблемных участков. Работы прошли на улице Коммунистическая в Нижней Иволге, на улицах Иволгинская-Стартовая в Хойтобэе и на подъездной дороге к Центральной улице в Верхней Иволге. Каждый объект выбирался исходя из его значимости для жителей и состояния покрытия.
2023 год ознаменовался масштабными работами в селе Сужа. Капитальный ремонт на улицах Мирная, Удачная и Карьер включил в себя все современные требования: укладку асфальта, тротуары, освещение, дорожные знаки и разметку. Особое внимание было уделено безопасности пешеходов: здесь впервые в таком объеме были установлены искусственные неровности («лежачие полицейские»), совмещенные с пешеходными переходами. Кроме того, проектом были предусмотрены остановочные карманы с павильонами для возможного запуска общественного транспорта в будущем, что говорит о стратегическом планировании развития села.
«Мы заложили в проект не только сегодняшние нужды, но и перспективу, – отмечает глава района Николай Емонаков. – Если будет принято решение организовать автобусное сообщение с Сужей, инфраструктура для этого уже будет готова. Это и есть плановое развитие территорий».
Дорога к школе, саду и Дому культуры
В 2024 году национальный проект добрался до одной из ключевых артерий села Верхняя Иволга – улицы Центральной. Этот ремонт стал символическим, подчеркивающим главный фокус программы – обеспечение комфортного доступа к социально значимым объектам.
Центральная улица обеспечивает подъезд к Верхне-Иволгинской школе, детскому саду «Булжамуур» и сельскому дому культуры. В рамках капремонта здесь уложили новое асфальтобетонное покрытие, обустроили тротуары и съезды к домам, установили опоры уличного освещения, дорожные знаки и тот самый светофор с пешеходной фазой Т-7, который позволяет безопасно пересекать проезжую часть.
Весной этого года в рамках нацпроекта стартовали работы по капитальному ремонту дорожного полотна в селе Ошурково. На участке дороги по ул. Школьная протяженностью 200 метров уже уложили новый асфальт. Для удобства и безопасности жителей там обустроили тротуары, пешеходные переходы, опоры уличного освещения и дорожные знаки. Ведутся ремонтные работы и по улице Центральной. На участке протяженностью 659 метров также уложили асфальт, установили опоры освещения, в скором времени обустроят тротуары. Выбранные для ремонта улицы являются основными в селе. Они обеспечивают подъезд к Ошурковской начальной школе, к Дому культуры, библиотеке и ФАПу. Поэтому в приоритете – создание всех необходимых условий для комфортного и безопасного движения.
Дороги как фундамент будущего
Национальный проект «Инфраструктура для жизни», ранее называвшийся «Безопасные качественные дороги», в Иволгинском районе – это гораздо больше, чем федеральная программа по ремонту покрытий. Это комплексная философия развития сельских территорий. Ровные улицы с тротуарами, освещением и светофорами – это не просто элемент комфорта. Это фактор, который снижает аварийность, повышает мобильность населения, улучшает доступность социальных услуг и, в конечном счете, делает жизнь на селе привлекательной и перспективной.
В 2024 году национальный проект добрался до одной из ключевых артерий села Верхняя Иволга – улицы Центральной. Этот ремонт стал символическим, подчеркивающим главный фокус программы – обеспечение комфортного доступа к социально значимым объектам.
Центральная улица обеспечивает подъезд к Верхне-Иволгинской школе, детскому саду «Булжамуур» и сельскому дому культуры. В рамках капремонта здесь уложили новое асфальтобетонное покрытие, обустроили тротуары и съезды к домам, установили опоры уличного освещения, дорожные знаки и тот самый светофор с пешеходной фазой Т-7, который позволяет безопасно пересекать проезжую часть.
Весной этого года в рамках нацпроекта стартовали работы по капитальному ремонту дорожного полотна в селе Ошурково. На участке дороги по ул. Школьная протяженностью 200 метров уже уложили новый асфальт. Для удобства и безопасности жителей там обустроили тротуары, пешеходные переходы, опоры уличного освещения и дорожные знаки. Ведутся ремонтные работы и по улице Центральной. На участке протяженностью 659 метров также уложили асфальт, установили опоры освещения, в скором времени обустроят тротуары. Выбранные для ремонта улицы являются основными в селе. Они обеспечивают подъезд к Ошурковской начальной школе, к Дому культуры, библиотеке и ФАПу. Поэтому в приоритете – создание всех необходимых условий для комфортного и безопасного движения.
Дороги как фундамент будущего
Национальный проект «Инфраструктура для жизни», ранее называвшийся «Безопасные качественные дороги», в Иволгинском районе – это гораздо больше, чем федеральная программа по ремонту покрытий. Это комплексная философия развития сельских территорий. Ровные улицы с тротуарами, освещением и светофорами – это не просто элемент комфорта. Это фактор, который снижает аварийность, повышает мобильность населения, улучшает доступность социальных услуг и, в конечном счете, делает жизнь на селе привлекательной и перспективной.
«Благодаря национальному проекту по дорогам, в нашем районе вот уже несколько лет идёт активное обновление улиц. Мы создаём условия, чтобы людям было безопасно ходить пешком и удобно подъезжать к больницам, школам и, конечно, к собственным домам. Начиная с 2017 года, мы привели в порядок больше 29 километров дорог в 11 сёлах, затронув более 20 улиц., – подводит итог глава района. – Работа будет продолжена, чтобы каждое село Иволгинского района стало по-настоящему комфортным местом для жизни».
Программа продолжается, а значит, жителей района ждут новые позитивные изменения.
Ирина БУДАЕВА
Ирина БУДАЕВА