Пресс-центр
Новости района

В ОТКРЫТОМ ДИАЛОГЕ

В Иволгинском районе прошёл День Минтранса РБ

День Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия состоялся в прошлую среду в с. Иволгинск. Правительственную делегацию возглавил министр Александр Гоге.
В работе совещания приняли участие директор филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» Сергей Козлов, глава Иволгинского района Николай Емонаков, замглавы по инфраструктуре Владимир Дашиев, директор МАУ «Иволга» Зоригто Цыдыпов и другие эксперты.


Два столпа
Участники встречи обсудили целый спектр жизненно важных вопросов: от технологического присоединения ДНТ и СНТ к электрическим сетям ПАО «Россети-Сибирь» - до организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. Насыщенную повестку дня открыл Николай Емонаков, который рассказал о социально-экономическом развитии Иволгинского района:
- Мы понимаем, что дороги и электричество – это основа всего. Без транспортной инфраструктуры никакое социально-экономическое развитие невозможно, и состояние электросети – один из самых актуальных вопросов. С 2012 по 2022 год население у нас выросло на 25 тысяч человек. Иволгинский район относится к Улан-Удэнской агломерации и поэтому с городом крепнут транспортные, промышленные, культурные связи. Население живет в Улан-Удэ и приезжает сюда, а иволгинцы отсюда ездят в город на работу. В связи с этим растет нагрузка на транспортную сеть. Что касается энергетики, в одном только Сотниково ежегодно появляется 250 абонентов.
Как далее отметил глава района, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» за 2017-2021 год отремонтировано 25,5 км дорог в девяти сёлах – Иволгинске, Нижней Иволге, Тапхаре, Хойтобэе, Гурульбе, Калёново, Красноярово, Сотниково, Поселье. В 2022-м привели в нормативное состояние три объекта – подъездную дорогу к улице Центральная в Верхней Иволге, улица Коммунистическая в Нижней Иволге, Иволгинская и Стартовая – в Хойтобэе.
Также, по словам Николая Емонакова, уделяется большое внимание обустройству подъездных путей к общеобразовательным учреждениям. В 2021 году отремонтирована дорога в с. Поселье (переулок Школьный), всего 328 метров, в 2022-м - улица Дачная в с. Сотниково, всего 819 метров.
Глава района коснулся также острой темы, связанной с электросетевым хозяйством:
- Иволгинский район сильно пострадал от ДНТ и СНТ, которых на сегодняшний день насчитывается 115, где живут 27 тысяч человек. Мы не можем заходить на эти территории и решать вопросы инфраструктуры. В частности, электросетевое хозяйство здесь, как правило, находилось в собственности мелких электросетевых организаций и надлежащим образом не контролировалось. В связи с этим испытываем большие сложности. Служба ЕДДС ежедневно принимает десятки сообщений об отключениях электричества. Мы сейчас очень плотно занимаемся этим вопросом, чтобы все ДНТ и СНТ привести в нормативное состояние и передать в соответствующие ведомства.
Глава района ознакомил собравшихся с информацией об обеспечении бесперебойным электроснабжением социально-значимых объектов, строительстве школ и детских садов, а также сетей водоснабжения в рамках федерального проекта «Чистая вода», благоустройстве дворовых и общественных территорий.


ДНТ - не третий лишний
Все вопросы, озвученные Николаем Емонаковым, имели продолжение в выступлениях других спикеров. В частности, «электрическую» осветили в своих докладах консультант отдела по развитию энергетики минтранса Юлия Гаврилова и ведущий эксперт МАУ «Иволга» Тумур Хурганов, который поднял проблему технологического присоединения к сетям в ДНТ и СНТ:
- В 34 товариществах существуют проблемы с обслуживанием электросетей, - сказал Тумур Хурганов. – 12 из них находятся в собственности ДНТ и СНТ, 13 – иных организаций (АО «Улан-Удэ – энерго»), 9 – имеют признаки бесхозяйственности. В этом году мы начали по ним совместно с минтрансом и ПАО «Россети-Сибирь». При обследовании выяснилось, что стоимость ремонта сетей составляет около 20 361, 27 тысяч рублей, реконструкции – 32 400, строительство – 314 095, 85. В итоге – 366 852, 65 тысяч рублей.
Ведущий эксперт сообщил, что ведется работа по постановке на учет бесхозяйственных сетей в судебном порядке. Также в адрес администрации поступают обращения от жителей о том, что ПАО «Россети-Сибирь» не исполняет свои договорные обязательства. Заявители, заключив договора о техническом присоединении, вынуждены обходиться без электроэнергии. Сетевая организация в ответ ссылается на финансовые возможности и неопределенные сроки в выполнении обязательств.
Реальность такова, что ситуация с ДНТ и СНТ еще, к сожалению, далека от разрешения. Но вселяет оптимизм, что за нее районные власти взялись крепко и, как показал ход совещания, обсуждение на высоком уровне непременно даст плоды.


Нацпроект в помощь
На совещании выступил Владимир Дашиев, который рассказал о ходе реализации нацпроекта «Безопасные и качественные работы». Как уже шла речь выше, благодаря ему, за 2017-2021 год отремонтировано 25,5 км дорог во всех шести поселениях Иволгинского района. А в этом году удалось сдать три объекта. Более того, буквально в октябре подписан контракт на капитальный ремонт автомобильной дороги в с. Сужа (улица Удачная).
В 2023 году нацпроект «Безопасные и качественные дороги» позволит осуществить капитальный ремонт улиц: Карьер, Мирная, Удачная в с. Сужа. Создание надежной и современной транспортной инфраструктуры, как подчеркнул замглавы района, остается приоритетным направлением в деятельности районной администрации.


Дорогу осилит идущий
Обслуживанию муниципальных дорог посвятил свое выступление Зоригто Цыдыпов. По итогам 2021 года протяженность сети автодорог общего пользования в Иволгинском районе составляет 425 км. Из них грунтовые – 55 км 88 м., подъездные от ФАД – 71 км 671 м., внутрипоселковые, отмежеванные, но не поставленные на кадастровый учет – 139 км 516 м., грунтовые, не включенные в реестр – 158 км 725 м.
- На содержание дорог в нормативном состоянии ежегодно требуется 297360 тонн материалов, - сказал директор МАУ «Иволга». - Подсчитано, что ежедневно нужно выпустить 75 рейсов автомашин грузоподъемностью15 тонн.
На балансе МАУ «Иволга» состоит 10 единиц специализированной дорожной техники. Из них - два КАМАЗа, один из которых, ДМК-70, приобретен в 2022 году в рамках соглашения «О предоставлении субсидии на возмещение в части затрат на уплату лизинговых платежей в связи с приобретением специализированных транспортных средств для содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет Дорожного фонда РБ». Погрузчик сломан, одному трактору необходим ремонт, другой – подлежит списанию, остальная техника находится в основном в удовлетворительном состоянии.
Мусоровоз КО-400-7 будет переоборудован в вакуумную машину для обслуживания и откачки ливневых колодцев. Это особенно актуально, поскольку, по словам Зоригто Цыдыпова, в 2021 году на аренду вакуумной машины для обслуживания одного колодца потрачено 216 тысяч рублей. МАУ «Иволга» обслуживает 16 ливневых колодцев, расположенных вдоль дорог, отремонтированных в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Наличие собственной вакуумной машины позволит значительно сэкономить бюджетные средства.
Как отметил директор учреждения, в организации есть потребность в приобретении грейдера ДЗ-98 и погрузчика «Амкодор 352» (для разработки карьера).


Из пункта А до пункта Б
Не менее животрепещущей задачей, которая стоит в центре внимания районной администрации, стало урегулирование перевозок по межмуниципальным маршрутам. Об этом заявил замдиректора МАУ «Иволга» Александр Далбанов. Взять, к примеру, с. Поселье, где официально живет 15247 человек, а фактически – около 17 тысяч. Протяженность маршрута – 29, 45 км, обслуживают его до 20 автобусов малого класса. Жителям приходится долго ждать автобусы на остановках, поскольку не соблюдается интервал движения. Автобусы переполнены, отсутствуют автобусы среднего класса в часы пик.
Существующий 106 маршрут охватывает только верхнюю часть села. Поэтому решить проблему может запуск дополнительного маршрута для тех, кто живет в нижней части. На данный момент администрация района для кадастровых работ решает вопрос по безвозмездной передачи земельного участка из собственности РФ в собственность СП «Гурульбинское» по улицам Уланская и Новогодняя. После нужно привести в нормативное состояние дороги по этим улицам, а также по Нефритовой.
Александр Далбанов коснулся также положения с пассажироперевозками в Сотниково и Хойтобэе.



Всё по делу
Подводя итоги Дня минтранса республики, Александр Гоге отметил, что администрация Иволгинского района на высоком уровне презентовала положение дел не только в дорожном хозяйстве, но и в целом в сфере экономики и социальной политики:
- Вы максимально полно осветили свои проблемы, визуализировали их. При составлении наших дальнейших планов какие-то моменты мы обязательно учтем. Вижу, что развитие района идет бурными темпами. Понятно,  чем больше населения, тем больше проблем, но вы хорошо с ними справляетесь. Будем оказывать вам всяческую поддержку.
К сказанному остается добавить, что, действительно, модераторы совещания продемонстрировали не только погруженность в существующие проблемы дорожно-транспортной и энергетической сфер, но и принципиальный подход к их решению. Есть все основания полагать, что гости услышали их и наиболее острые аспекты возьмут на карандаш.
В рамках совещания министр наградил Почётными грамотами минтранса замглавы Владимира Дашиева, замначальника районного управления развития инфраструктуры Оксану Дымбрылову, замдиректора МАУ «Иволга» Александра Далбанова.

Светлана ДОНИРОВА
Фото Светланы ДОНИРОВОЙ