«Оршолон дэлхэйдэ омогорхон ябаха. Омог дорюун Эхэ оронтойб.
Баяр, гунигыем хубаалдан абаха. Баян нютаг – Олзонтойб», - это строки народного поэта Бурятии Алексея Бадаева, в родных краях известного как Бадмын Лэгсэг. Отчий край Олзон занимает большое место в его поэзии. Красота родной земли, леса и горы, реки и целебные источники, цветы, травы, деревья – мир, который окружал здесь человека, вдохновлял не одно поколение моих земляков.
Люди Олзона, местности Верхний Оронгой, от природы были пытливыми, любознательными, трудолюбивыми. В старое время считались людьми языкастыми – острыми на язык. Про них говорили: «Оронго дээрэhээ манан хөөрэдэг, Олзон дээрэhээ үгэ гарадаг» - могу предположить, что тогда именно от них исходила инициатива в нужном деле на всю округу, включая улусы Харгана, Верхний Оронгой, Нижний Оронгой и Гильбира.
Для своего времени были и предприимчивыми. Почти все их население занималось различными видами ремесел, среди них было много талантливых чеканщиков, резчиков, иконописцев, скульпторов, строителей, мебельщиков, лучников и т.д. Галдан Ленхобоев, который оставил нам замечательный труд «Материалы о народных умельцах Оронгоя», указывает: «80-90 процентов мужского населения улусов Харгана и Верхний Оронгой, 30-40 процентов в Нижнем Оронгое и Гильбире занимались ремеслом, сочетая его с ведением сельского хозяйства, скотоводства и земледелия. Обеспеченность пашней определяла степень потребности в занятиях ремеслом. Нижнеоронгойцы имели хорошие пашни, у харганатцев и верхнеоронгойцев наличие хороших лугов для скотоводства не восполняло нехватки пашен, и они вынуждены были добывать деньги на хлеб и промышленные товары работой по найму. Около 8 месяцев в году мужчины были заняты работами по найму, строили дацаны, церкви, жилые и общественные здания в городах и деревнях, мосты, делали мебель, кузнечные изделия, предметы культа и культовую утварь из дерева и металла, писали иконы, расписывали красками мебель и декоративные детали дацанов и церквей. Верхнеоронгойские мастера выстроили больше половины всех дацанов в Бурятии, причем они же выполняли все внешнее и внутреннее их убранство и часть предметов культа».
Недавно во время молебна на родовом обоо земляки вместе со своими ламами решили восстановить Ухаа Толгойн обоо, на котором в свое время поклонялись дарханы. Действительно, время пришло. Мы не имеем права забыть знаменитых оронгойских мастеров – дарханов Олзона. Если мы воплотим это дело, возможно, в дальнейшем будет возрождаться былая слава наших народных умельцев, будут рождаться в родных краях известные живописцы, архитекторы, скульпторы.
Сейчас активно проходит сбор денежных средств, ламами ведется подготовка необходимых вложений. 7 июля, в воскресный день, - работа с выездом на место. Уважаемые земляки, запланируйте поездку в «край, где небосвод высок, и чуть пониже сосны», с такой важной и необходимой миссией. Дружно поработаем, вдохнем аромат степей и гор, поймаем ветер в свои паруса, зарядимся энергетикой земли, где зарыто тоонто наших предков.
Серафима ОЧИРОВА
Баяр, гунигыем хубаалдан абаха. Баян нютаг – Олзонтойб», - это строки народного поэта Бурятии Алексея Бадаева, в родных краях известного как Бадмын Лэгсэг. Отчий край Олзон занимает большое место в его поэзии. Красота родной земли, леса и горы, реки и целебные источники, цветы, травы, деревья – мир, который окружал здесь человека, вдохновлял не одно поколение моих земляков.
Люди Олзона, местности Верхний Оронгой, от природы были пытливыми, любознательными, трудолюбивыми. В старое время считались людьми языкастыми – острыми на язык. Про них говорили: «Оронго дээрэhээ манан хөөрэдэг, Олзон дээрэhээ үгэ гарадаг» - могу предположить, что тогда именно от них исходила инициатива в нужном деле на всю округу, включая улусы Харгана, Верхний Оронгой, Нижний Оронгой и Гильбира.
Для своего времени были и предприимчивыми. Почти все их население занималось различными видами ремесел, среди них было много талантливых чеканщиков, резчиков, иконописцев, скульпторов, строителей, мебельщиков, лучников и т.д. Галдан Ленхобоев, который оставил нам замечательный труд «Материалы о народных умельцах Оронгоя», указывает: «80-90 процентов мужского населения улусов Харгана и Верхний Оронгой, 30-40 процентов в Нижнем Оронгое и Гильбире занимались ремеслом, сочетая его с ведением сельского хозяйства, скотоводства и земледелия. Обеспеченность пашней определяла степень потребности в занятиях ремеслом. Нижнеоронгойцы имели хорошие пашни, у харганатцев и верхнеоронгойцев наличие хороших лугов для скотоводства не восполняло нехватки пашен, и они вынуждены были добывать деньги на хлеб и промышленные товары работой по найму. Около 8 месяцев в году мужчины были заняты работами по найму, строили дацаны, церкви, жилые и общественные здания в городах и деревнях, мосты, делали мебель, кузнечные изделия, предметы культа и культовую утварь из дерева и металла, писали иконы, расписывали красками мебель и декоративные детали дацанов и церквей. Верхнеоронгойские мастера выстроили больше половины всех дацанов в Бурятии, причем они же выполняли все внешнее и внутреннее их убранство и часть предметов культа».
Недавно во время молебна на родовом обоо земляки вместе со своими ламами решили восстановить Ухаа Толгойн обоо, на котором в свое время поклонялись дарханы. Действительно, время пришло. Мы не имеем права забыть знаменитых оронгойских мастеров – дарханов Олзона. Если мы воплотим это дело, возможно, в дальнейшем будет возрождаться былая слава наших народных умельцев, будут рождаться в родных краях известные живописцы, архитекторы, скульпторы.
Сейчас активно проходит сбор денежных средств, ламами ведется подготовка необходимых вложений. 7 июля, в воскресный день, - работа с выездом на место. Уважаемые земляки, запланируйте поездку в «край, где небосвод высок, и чуть пониже сосны», с такой важной и необходимой миссией. Дружно поработаем, вдохнем аромат степей и гор, поймаем ветер в свои паруса, зарядимся энергетикой земли, где зарыто тоонто наших предков.
Серафима ОЧИРОВА