или Что нужно знать и уметь первокласснику
Сегодня система образования стремительно меняется, и детям необходимо успевать за новыми требованиями. Какими знаниями и навыками должен владеть ребенок, впервые садясь за парту, и возникающих сложностях при подготовке к школе нам рассказала учитель-логопед детского сада «Золотинка» Александра Сордонова.
Александра Олеговна – увлеченный своей профессией человек. Имеет высшее образование: окончила филологический факультет БГУ, прошла профессиональную переподготовку на логопеда в Бурятском институте образовательной политики и недавно завершила обучение в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки по направлению медицинская логопедия. Стремится повышать уровень квалификации, изучать современные методики и нарабатывать новые компетенции, проходя дополнительное обучение и стажировки. Все это помогает эффективно применять знания в своей профессиональной работе.
Чем бы дитя ни тешилось…
За свой 8-летний опыт работы специалист заметила печальную тенденцию к упрощению и обеднению речи дошкольников. Современный ребенок уже с пеленок цепко держит в руках смартфон, который заменяет няню, помогает высушить слезы и ежедневно развлекает. В это время взрослые могут спокойно заниматься своими делами. Однако гаджеты способны сыграть злую шутку. При просмотре ярких бессмысленных картинок вырабатывается быстрый дофамин (гормон удовольствия) и возникает зависимость от электронного устройства.
Оно никогда не заменит теплоту общения. Личность ребенка получает полноценное развитие в тесном взаимодействии со взрослыми: проявляется способность распознавать эмоции, формируется сознание, вырабатываются социальные навыки. Разговаривать с ребенком нужно без сюсюканья, звукоподражания животным и подстройки под детский лепет. Терпеливо отвечать на вопросы маленьких почемучек. Читать сказки на ночь для развития воображения, привлекать к помощи по дому: мытью посуды, уборке, совместной готовке еды.
Особое внимание нужно уделить разнообразию продуктов питания: еда не может быть однородной, пропущенной через блендер. В блюдах должны присутствовать твердые компоненты, такие как яблоко или морковь. Разнообразные движения при приеме пищи способствуют правильному развитию челюстно-лицевого аппарата. Обязательно убирать «пустышку» после годовалого возраста. Некоторые дети пользуются соской даже в 3-летнем возрасте при поступлении в садик.
С чего начинается грамотность
В сентябре проводится диагностика воспитанников детского сада. Сюда входит оценка психологической и логопедической готовности к школе: правильное произношение звуков русского языка (свистящих - С, З, Ц, шипящих - Ш, Ж, Ч, Щ и звуков позднего развития - Л и Р), умение слышать и различать сходные звуки (С-Ш, З-Ж и т.д.). Правильное произношение и четкое различение звуков речи на слух является необходимым условием для освоения письма.
Логопед проверяет богатство словарного запаса ребенка, его способность использовать в речи синонимы, антонимы, уменьшительно-ласкательные слова и сложные словосочетания. Также способность классифицировать предметы по существенным признакам (например: собака, кошка, свинья, корова – домашние животные; мяч, пирамидка, кукла – игрушки). Недоразвитие лексической стороны речи в дальнейшем влияет на понимание прочитанного.
Особое внимание уделяется грамматическому строю речи. Дети в игровой форме учатся согласовывать слова в роде, числе и падеже, понимать простые и сложные предлоги, изменять глаголы по временам. В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать ошибки на письме и при чтении.
Связная речь как бы вбирает в себя достижения ребенка в овладении родным языком (звуковая сторона, словарный запас и грамматический строй). И это, пожалуй, самый сложный компонент речевой системы. В дальнейшем нарушение связной речи может выражаться в трудности пересказа, при написании сочинений и изложений.
Работа над ошибками
На этапе диагностики специалист определяет детей, нуждающихся в индивидуальной коррекции. Набирает логогруппу из 20 человек, требующих особого внимания, и занимается с ними по расширенной программе дважды в неделю.
Занятия направлены на развитие зрительной памяти, мелкой моторики, обогащение лексического запаса. Дети выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику. Получают домашние задания и выполняют их в специальных тетрадях.
В работе используются методические пособия, логопедические карточки, настольные игры и игрушки. Для достижения образовательных целей специалист многое создает своими руками. Вспомогательные инструменты и пособия должны быть яркими, красочными, привлекать и удерживать внимание ребенка, задействовать зрение, слух и осязание.
Чтобы дети не уставали, на занятиях обязательно устраивают перерыв на подвижные игры. После переключения внимания, своеобразной перезагрузки полученная информация усваивается лучше.
В течение года логопед проводит промежуточное обследование и фиксирует прогресс в обучении. В мае – заключительную диагностику по всем компонентам: постановку звуков, их доведенное до автоматизма произношение, фонематический слух, грамматическое построение предложений и связность речи.
При необходимости родители детей с ограниченными возможностями здоровья, заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) получают рекомендации для обращения к другим специалистам: психологу, ортодонту, остеопату, окулисту, сурдологу и неврологу. Здесь важно не упустить время. Самый благоприятный возраст для исправления нарушений речи и других факторов – до 6 лет, пока физические и психические параметры очень гибкие.
В успешном формировании ребенка и подготовке к школе не бывает мелочей. Внимание родителей к его развитию на всех этапах, привлечение специалистов при необходимости приводит к тому, что получается устранить дефекты речи и успешно влиться в учебный школьный процесс.
Елена ФЁДОРОВА
Александра Олеговна – увлеченный своей профессией человек. Имеет высшее образование: окончила филологический факультет БГУ, прошла профессиональную переподготовку на логопеда в Бурятском институте образовательной политики и недавно завершила обучение в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки по направлению медицинская логопедия. Стремится повышать уровень квалификации, изучать современные методики и нарабатывать новые компетенции, проходя дополнительное обучение и стажировки. Все это помогает эффективно применять знания в своей профессиональной работе.
Чем бы дитя ни тешилось…
За свой 8-летний опыт работы специалист заметила печальную тенденцию к упрощению и обеднению речи дошкольников. Современный ребенок уже с пеленок цепко держит в руках смартфон, который заменяет няню, помогает высушить слезы и ежедневно развлекает. В это время взрослые могут спокойно заниматься своими делами. Однако гаджеты способны сыграть злую шутку. При просмотре ярких бессмысленных картинок вырабатывается быстрый дофамин (гормон удовольствия) и возникает зависимость от электронного устройства.
Оно никогда не заменит теплоту общения. Личность ребенка получает полноценное развитие в тесном взаимодействии со взрослыми: проявляется способность распознавать эмоции, формируется сознание, вырабатываются социальные навыки. Разговаривать с ребенком нужно без сюсюканья, звукоподражания животным и подстройки под детский лепет. Терпеливо отвечать на вопросы маленьких почемучек. Читать сказки на ночь для развития воображения, привлекать к помощи по дому: мытью посуды, уборке, совместной готовке еды.
Особое внимание нужно уделить разнообразию продуктов питания: еда не может быть однородной, пропущенной через блендер. В блюдах должны присутствовать твердые компоненты, такие как яблоко или морковь. Разнообразные движения при приеме пищи способствуют правильному развитию челюстно-лицевого аппарата. Обязательно убирать «пустышку» после годовалого возраста. Некоторые дети пользуются соской даже в 3-летнем возрасте при поступлении в садик.
С чего начинается грамотность
В сентябре проводится диагностика воспитанников детского сада. Сюда входит оценка психологической и логопедической готовности к школе: правильное произношение звуков русского языка (свистящих - С, З, Ц, шипящих - Ш, Ж, Ч, Щ и звуков позднего развития - Л и Р), умение слышать и различать сходные звуки (С-Ш, З-Ж и т.д.). Правильное произношение и четкое различение звуков речи на слух является необходимым условием для освоения письма.
Логопед проверяет богатство словарного запаса ребенка, его способность использовать в речи синонимы, антонимы, уменьшительно-ласкательные слова и сложные словосочетания. Также способность классифицировать предметы по существенным признакам (например: собака, кошка, свинья, корова – домашние животные; мяч, пирамидка, кукла – игрушки). Недоразвитие лексической стороны речи в дальнейшем влияет на понимание прочитанного.
Особое внимание уделяется грамматическому строю речи. Дети в игровой форме учатся согласовывать слова в роде, числе и падеже, понимать простые и сложные предлоги, изменять глаголы по временам. В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать ошибки на письме и при чтении.
Связная речь как бы вбирает в себя достижения ребенка в овладении родным языком (звуковая сторона, словарный запас и грамматический строй). И это, пожалуй, самый сложный компонент речевой системы. В дальнейшем нарушение связной речи может выражаться в трудности пересказа, при написании сочинений и изложений.
Работа над ошибками
На этапе диагностики специалист определяет детей, нуждающихся в индивидуальной коррекции. Набирает логогруппу из 20 человек, требующих особого внимания, и занимается с ними по расширенной программе дважды в неделю.
Занятия направлены на развитие зрительной памяти, мелкой моторики, обогащение лексического запаса. Дети выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику. Получают домашние задания и выполняют их в специальных тетрадях.
В работе используются методические пособия, логопедические карточки, настольные игры и игрушки. Для достижения образовательных целей специалист многое создает своими руками. Вспомогательные инструменты и пособия должны быть яркими, красочными, привлекать и удерживать внимание ребенка, задействовать зрение, слух и осязание.
Чтобы дети не уставали, на занятиях обязательно устраивают перерыв на подвижные игры. После переключения внимания, своеобразной перезагрузки полученная информация усваивается лучше.
В течение года логопед проводит промежуточное обследование и фиксирует прогресс в обучении. В мае – заключительную диагностику по всем компонентам: постановку звуков, их доведенное до автоматизма произношение, фонематический слух, грамматическое построение предложений и связность речи.
При необходимости родители детей с ограниченными возможностями здоровья, заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) получают рекомендации для обращения к другим специалистам: психологу, ортодонту, остеопату, окулисту, сурдологу и неврологу. Здесь важно не упустить время. Самый благоприятный возраст для исправления нарушений речи и других факторов – до 6 лет, пока физические и психические параметры очень гибкие.
В успешном формировании ребенка и подготовке к школе не бывает мелочей. Внимание родителей к его развитию на всех этапах, привлечение специалистов при необходимости приводит к тому, что получается устранить дефекты речи и успешно влиться в учебный школьный процесс.
Елена ФЁДОРОВА