Инвестиционный потенциал
Возможности

Иволгинский район расположен на левобережье реки Селенги, в центральной части Республики Бурятия. Районный центр с. Иволгинск находится в 29 км юго-западне Удэ на автотрассе Улан-Удэ - Кяхта - Улан-Батор, через район проходит железнодорожная ветка Улан-Удэ - Наушки - Улан-Батор, на границе с районом расположен аэропорт г. Улан-Удэ.


Население на 1 января 2021 года составляет 64 368 человек. На территории находятся 28 населенных пунктов.

Район занимает территорию 277,324 тысяч га земли, из них сельскохозяйственные угодья составляют 107,167 тыс. га, в том числе пашни (26370 тыс. га, а земли лесного фонда составляют - 146,083 тыс. га или 52% от общей площади района. Из общей площади сельхозугодий о земли составляют - 13,079 тыс. га, из них пашни - 2,271 тыс. га и се 6,774 тыс. га. Иволгинский район Республики Бурятия занимает почти центральное положение в Республике Бурятия и относится к северной оконечности Селенгинского среднегорья. В рельефе и растительности бассейн реки Селенга составляет единое образование с поясом горной лесостепи северной Монголии и продолжается вплоть до города Улан-Удэ.

  • 64368 человек
    население района
  • 277324 тыс. га
    площадь района
  • 107167 тыс. га
    сельскохозяйственные угодья
  • 146083 тыс. га
    лесного фонда

Иволгинский район является преимущественно аграрным: ключевыми сферами являются животноводство, растениеводство, туризм и пригородное овоще-молочное хозяйство. Основными направлениями животноводства являются молочное и мясное скотоводство и овцеводство.

Хозяйства района также специализируются на овцеводстве, картофелеводстве, производстве кормов для животноводства.

Значительную роль на рынке сельхозпродукции играют личные подсобные хозяйства, на которых в основном занимаются выращиванием овощей, в меньшей степени — выращивание картофеля.


Основные сельскохозяйственные предприятия: СПК "Газар"; ООО "Агролидер плюс»; ИП Вихрев Е.Г.; ООО «Теплоэнергетик», ООО «Агрохолдин», ИП Пак О.В., КФХ Бальжиева А.А. и др.


Промышленные предприятия: ООО Рыбозавод «Байкал», ИП Холонгуева Н.С. – производство хлеба и хлебобулочной продукции, ИП Хунгуреев Е.А. ООО «Легранж» - изготовление текстильной продукции, ООО «Серво», ООО «ВТК» и др.

  • 411
    малых и микропредприятий
  • 998
    предпринимателей
  • 1431
    субъектов малого и среднего бизнеса
Транспортная доступность

Транспортная доступность - на территории района расположены участки автомобильных трасс федерального значения:

  • Автомобильная дорога федерального значения А340 АН3 Улан-Удэ - Кяхта — Улан-Батор;
  • Автомобильная дорога федерального значения «Байкал» М55 АН6 Иркутск — Улан-Удэ — Чита.
  • Участки автомобильных трасс регионального значения:
  • Автомобильная дорога регионального значения 03-ОП-РЗ-03К-001: Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан – Новый Уоян, участок с 13 кмпо 23 км;
  • Автомобильная дорога регионального значения 03-ОП-РЗ-03К-001: Иволгинск - Иволгинский храм 0-9 км.
  • Проходят железнодорожные магистрали:
  • Транссиб;
  • Улан-Удэ — Наушки — Улан-Батор.

На границе с городским округом Улан-Удэ расположен аэропорт Байкал.

Инвестиционная привлекательность

К положительным факторам инвестиционной привлекательности Иволгинского района относятся:

- благоприятное географическое положение - близость к городу Улан-Удэ, международному аэропорту, хорошее транспортное сообщение необходимые условия для организации транзитного потока товаров и транспортного обслуживания существующих и вновь создаваемых производств;

- наличие неиспользуемых земель, их перевод в земли населенного пункта для жилищного строительства, размещения объектов придорожного сервиса, промышленности и транспорта;

- значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (месторождение апатитов, стронция, флюорита, большие запасы общераспространенных полезных ископаемых - гравия, глины, известняка, гранита и песчаников, пригодных для производства строительных материалов), позволяющие создавать новые производственные мощности;

- возможность создания и динамичного развития индустрии туризма- в границах района расположены целебные водные источники: Халютинский, Ото-Булаг и Ухаа-Тологой, в с. Верхняя Иволга расположен центр России - Иволгинский дацан, с феноменом Драгоценного тела ХII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, в с. Нижняя Иволга реализуется федеральный проект - Автотуристский кластер «Байкальский». Иволгинский район богат геолого-археологическими памятниками природы федерального и республиканского значения. Здесь же расположен выдающийся памятник- Гуннское городище;

- развитие малого бизнеса - более низкие издержки по налогам на землю, имущество и их аренде.


Негативные факторы:

- моральный и физический износ действующих основных фондов. Низкий уровень капиталовооруженности труда обусловливает сравнительно низкую производительность труда и рентабельность отраслевого производства;

- слабая материально-техническая база учреждений социальной сферы;

- недостаточно эффективная структура экономики;

-наличие незначительного количества крупных промышленных предприятий, составляющих доходную налоговую базу;

- низкий уровень развития сельского хозяйства;

- мелкотоварное производство, устаревшие технологии;

- недостаток инвестиций;

- географическое положение Иволгинского района, близость к городу Улан-Удэ обусловливают отток квалифицированной рабочей силы интенсивная застройка жильем без создания рабочих мест и объектов социальной сферы, загрязнение окружающей среды (вывоз мусова), сокращение сельхозугодий.


Угрозы развития

При реализации инвестиционной политики необходимо учитывать следующие угрозы развития территории:

- рост энерготарифов, а также тарифов на транспортные услуги;

- увеличение дисбалансов в стоимости энергии по сравнению с соседними территориями;

- высокие темпы роста физического износа основного обор увеличение технологического отставания;

- резкий миграционный прирост населения без обеспечения с социальной инфраструктуры и недостаточные темпы электросетевого хозяйства и водоснабжения;

- недостаточный уровень инвестиций в создание новых рабочих мест может привести к снижению темпов роста в реальном секторе экономики.